Пятница, 01.11.2024, 04:25 | Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Спортивный сайт
Главная » 2010 Февраль 7 » Законы рукопашного боя
00:07 Законы рукопашного боя | |
Законы рукопашного боя Нашей задачей будет опредедвание таких правил и закономерностей (назовем их Законами), которые позволяют при подготовке к бою и во время него выполнять оптимальное число движений, грарасточительно их чередовать и добиваться, таким образом, эффективных результатов. Всего таких законов десять. Законы количества движений Первым из таких законов является тот, который оговаривает поведение бойца, находящегося в максимально жестких условиях, когда он ведет бой сразу против группы соперников. В этих условиях все движения бойца должны быть максимально экономными и эффективными. Первый закон голосит: 1. Количество движений бойца между двумя целями атаки не должно быть больше двух Данный закон был сформулирован в рамках китайской системы кругового бокса. Он определяет схему боя, построенного по принципу \"черного ящика\". Имеется в виду то обстоятельство, что когда любой человек (неважно, подготовленный или нет) попадает в сверхэкстремальные условия, то есть за рамки своих вероятностей, он должен начать действовать за рамками своего сознания - на уровне рефлексов, а значит и максимально эффективно. В ином случае его шансы противостоять группе подготовленных соперников резко снижаются. Причем прямо пропорционально возрастанию количества движений, оговоренных Первым законом. Поскольку при непосредственном соприкосновении с одним соперником в данной ситуации воин должен уложиться в один удар, выводя его из строя, то из Первого закона следует Второй закон, который голосит: 2. Количество движений бойца при его атаке на одного соперника не должно быть больше трех Эти законы, оговаривающие количество движений бойца, были выведены и опробованы многостарый практикой китайских школ боевого искусства. Естественно, что умение уложиться в меньшее количество движений будет говорить об еще более высоком мастерстве. Каждое движение бойца должно быть отточеным и достигать цели. В столь жестких условиях схватки воин имеет и жесткие временные рамки на \"контакт\" с каждым из соперников. Следовательно, в полный рост ставится вопрос о качестве атаки. Законы качества атаки Нет необходимости знатокзывать, что понятие \"качество атаки\" является очень широким и включает в себя множество аспектов, например таких как: - умение производить быстрые и сильные удары; - умение \"работать по точкам\"; - умение с высокой скоростью перемещаться; - хорошую реакцию и с высокой скоростьюту мышления, а также многое другое. Рассрасточительрим понятие качества атаки с двух точек зрения: 1) с точки зрения принципов, которыми должен руководствоваться воин, находясь в окружении соперников; 2) с точки зрения структуры движений бойца при его атаке на одного соперника. Надо ли перемещаться? Действительно, можно сформулироваться вопросом: стоит ли одному бойцу перемещаться во время схватки с группой соперников? Не лучше ли стоять на месте, отражая и \"перемалывая\" соперников по очереди? Нет, не лучше! Ведь в этом случае будет утеряна Ваша инициатива, которая является слишком важным фактором победы. Кроме того, победой можно в данном случае считать и такой исход, когда Вам вообще удалось вырваться из окружения превосходящих Вас врагов целым и невредимым. И неважно, как Вы это сумели сделать. Важно, что Вы сорвали их план и остались живы. А в случае стояния на месте у вас будет только один вылес - ждать, когда атаки соперников прекратятся. Это может случиться лишь в том случае, если они будут все биты или, в конце-концов, испугавшись, прекратят набег. Хорошо ли такое решение? Вряд ли. Ведь даже один соперник, видя такую пассивность, может, не приближаясь, кидать камни и другие предметы. А еще хуже, если таких \"кусающих\" издалека соперников будет некак много. Эта группа успела убедиться в Вашей силе, но перестала \"лезть на рожон\", предпочитая действовать на расстоянии. И все из-за Вашей пассивности. Только активные действия, работа на опережение позволят из убегать затягивания драки, которую иначе чем \"возней\" не назовешь. Следовательно, надо перемещаться... Бой с группой соперников Группа против одного Теперь, прежде чем рассрасточительреть поведение бойца против группы нападающих, необходимо сформулироваться вопросом другой, атакующей его стороны: как лучше организовать атаку? Сколько человек необходимо выделить и как им действовать? Ведь здесь тоже действуют опредедванные законы (правила), которые не учитывать нельзя. Например, такое: 3. Группа одновременно нападающих на одного человека не должна быть больше трех. Когда группа одновременно нападающих на одного человека больше трех, то они начинают мешать друг другу. Если подвергнувшийся нападению человек совсем не подготовлен к подобным \"встречам\", то такое набег проходит успешно. Но чем выше его уровень подготовки, тем выше должна быть организация нападения. Поскольку, как было уже сказано, больше трех одновременно нападающих быть не должно, значит, нападающие должны группироваться \"тройками\", сменяющими друг друга по ситуации. Причем \"жесткого\" закрепления каждого в опредедванной \"тройке\" быть не должно, так как в процессе \"боя\" (трое на одного - это бой без кавычек только для того, кто один!) может возникнуть необходимость формирования \"троек\" в любом сопарании. Один против группы Как вести себя человеку, окруженному подготовленными \"тройками\"? Его задачей в такой ситуации также является работа с \"тройками\", но сгруппированнми им самим по иной, неадекватной сопернику схеме боя. Логика построения этой схемы должна быть основана на правиле: 4. В схватке одного бойца против группы соперников необходимо по ходу боя выявлять в них более мелкие группы, по трое в каждой, руководствуясь принципом: каждый последний соперник предыдущей \"тройки\" является первым по счету в следующей за ней \"тройке\". При таком подходе воин-одиночка будет дармияся действительно не с \"тройками\" соперников, а с \"двойками\", активно перемещаясь и \"обрабатывая\" неприятеля по одному. Проводя параллели с тем, что мы учили по математике в школе, можно сказать примерно так: воин из множества соперников мысленно формирует некак много более мелких множеств, частично наложенных друг на друга (см. рис.1) Поскольку бойцу-одиночке принять решение - какую следующую \"тройку-двойку\" неприятедвай ему атаковать - проще, чем уже сформированным \"тройкам\" соперника организоваться по новой структурной схеме, то в результате у него должна появиться опредедванная фора во времени, которая и является решающим фактором в бою одиночки против группы. Схема перемещения (или, иначе говоря, картина боя одного бойца против шести соперников (двух \"троек\") представлена на рис. 2. При таких подходах картина боя представляет собой звезду, обозначенную связями между членами группы как по внешнему периметру, так и по диагоналям. Конкретный пример: Рассрасточительрим небольшой фрагмент, на котором показана суть действий бойца-одиночки против групы соперников. Как видно из рисунка, воин-одиночка, атакуя одного из соперников, совершает два последовательных удара правой рукой - сначала в голову, а затем в живот. После этого он переводит взгляд в сторону других соперников, вычленяет между них двоих, фиксирует внимание на том, которого он будет этотчас атаковать, и ОДНОВРЕМЕННО с этим вылесом и, действительно, с началом новой атаки наносит последний третий удар в голову первого соперника. Структура движений Теперь проанализируем структуру движений бойца при его атаке на одного из соперников группы. Ранее мы определили, что количество его движений в такой ситуации не должно быть больше трех. А еще ранее пришли к выводу, что они в принципе повторяют логику движения человека обычным шагом, но в режиме слишком медленного и расслабленного движения. В этом режиме структура движений такова, что на один шаг ногой приходятся три взмаха, выполняемых руками. Но так как сам шаг совершается одновременно со взмахами рук, то общее количество последовательно выполняемых движений остается равным трем. Следовательно, структура эталонного движения соответствует требованиям, предъявляемым боем, проходящим по формуле: один против группы. Пропорцию 3:1, отражающую соотношение количества движений рук к движениям ног, будем считать оптимальной. Отношение количества движений рук к количеству шагов может меняться в ту или иную сторону. Изменение пропорции в сторону увеличения числителя (движений рук) приводит лишь к усложнению петель, выполняемых руками, но не ломает ритма движений, а увеличение количества шагов (или блоков, ударов, выполняемых ношуми) этот ритм ломает. В самом дедва, если мы начнем анализировать, чем же задаются такты ритма нашего движения, то без труда заметим, что дело заключается именно в шагах. Или, если мы стоим на месте, в переносе центра тяжести тела с одной ноги на другую. Следовательно, внутренней структурой боевых действий, отражающей отношение количества движений рук к количеству движений ног, будет являться математический ряд пропорций типа: 1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д. Чем ближе структура движений бойца к началу ряда, тем более экономными они являются. Но наиболее гармоничной пропорцией движений является, как мы отметили выше, пропорция 3:1. Увязывая сказанное с законами боя по схеме \"черного ящика\", можно вывести следующее правило: 5. Атака бойца против одного соперника должна укладываться в действие, равное одному такту с числом движений рук не более трех. Примером реализации требований этого правила может служить техника атаки с применением ударов ног типа \"маваши\". Удары ношуми выполняются сразу вслед за ударами рук. Точнее даже так: закрутка корпуса тела и подача его вперед при выполнении второго удара рукой естественным образом \"выталкивает\" ногу на выполнение шага, или сильного хлесткого удара. Удары ношуми можно выполнять на высокий уровень, но лучше, чтобы на этом уровне работали руки, а ноги имели бы свою нишу действий - корпус тела. Существенная деталь технологии боя - второй удар наносится рукой после удара ногой. Руку во время удара ногой необходимо отводить назад, почти за спину. При такой последовательности действий появляется вероятность камуфлировать действия рук действиями ног и наолесот. Боец начинает работать и двигаться раскрепощенно и слитно, правильно группируясь. Руки бьют по верхнему контуру соперника, ноги - по среднему или нижнему. Режимы действий Под режимом действий подумевается тот почерк, который проявляется как следствие опредедванной внутренней установки, задаваемой бойцом самому себе (сознательно или интуитивно) под воздействием специфики обстоятельств. Проще говоря - это опредедванная манера движений. Это понятие является более узким, чем \"школа\" или \"стиль\", так как оно определяет форму поведения в рамках самой школы или стиля, а может быть использовано и самостоятельно. В этом случае опредедванный режим боя может быть избран человеком абсолютно \"свободным\" от знаний и умений конкретной школы, стиля или вида единолесств. Тогда избранный режим поведения может пригодиться как \"спасательная палочка\", хорошая подсказка и руководство к действию в сложной обстановке спарринга, крепкой драки или небольшой потасовки даже для тех, кто этого не умеет, не хочет и не любит делать, но иногда просто вынужден... Таких режимов ведения боя бывает множество. Многие из них как бы \"под разным соусом\" говорят об одних и тех же движениях. Но бывает, что отличаются существенно. Ниже приведен небольшой запас из наиболее простых и доступных для принятия на вооружение (действительно сразу, без тренировок) таких режимов. Возьмите себе один или некак много из них на всякий случай. РЕЖИМ ФЕХТОВАНИЯ Суть режима фехтования заключается в следующих действия. Вы становитесь к сопернику боком в лево- или правостороннюю стойку. В соответствии с выбранной позицией, допустим, левосторонней, Ваша левая рука выдвинута вперед, а правая \"дежурит\" в тылу, прикрывая голову или бок. Руки постоянно находятся в движении: когда выдвинутая вперед левая рука совершает защиту нижнего контура, то правая в это время защищает голову и наолесот. Таким образом руки постоянно находятся на противоположных фазах движения (в противофазах). Рука, которая \"дежурит\" в тылу, действует, в общем-то, однообразно - просто ладонь переходит с одной позиции на другую. А выдвинутая вперед рука производит блокирование то наружным блоком, то изнутри. Понятно, что этим режимом действий удобнее пользоваться в защите, хотя можно эффективно использовать его и в атаке. РЕЖИМ \"СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТАЖЕЙ\" Данный режим еще проще предыдущего. Речь идет вот о чем. Когда Ваш кулак, допустим, ударив или немного не достав соперника, находится ближе к носу соперника, чем тот кулак, который в атаке этотчас не был, то его, уже прорвавшегося в тыл соперника, цедвасообразно тут же использовать для удара еще один или два раза (удобнее только выполнять одним кулаком таким спотдельном по два удара). Это и называется \"строительством этажей\". В самом дедва, если Вы сумели провести, допустим, прямой удар в подлесодок соперника, то слишком удобно им еще раз ударить, например, в скулу или в ухо. При этом необходимо соблюдать два условия: Во-первых, всякий раз в момент выполнения удара кулак необходимо сжимать (фиксировать), а после выполнения - разжимать. Во-вторых, другая рука во время выполнения удара первой рукой должна всякий раз защищать разноименную ей сторону головы (то есть: левая рука защищает голову справа, а правая - слева). Желательно также, чтобы во время выполнения первого удара бьющая рука была разноименной выдвинутой вперед ноге. Тогда бить второй и третий раз много удобнее, а значит и количество \"построенных этажей\" будет больше. РЕЖИМ \"ПУГЛИВОЙ ОБЕЗЬЯНЫ\" Этот режим по характеру движений слишком близок предыдущему, но в отличие от него выполнение первого удара не производится, а лишь имитируется. Суть действий заключается в том, что имитация первого удара, когда Вы лишь дергаете плечом или сознательно останавливаете кулак на половине пути, провоцирует соперника произвести блокирующее действие или, по крайней мере, зафиксировать свое внимание на первом движении Вашей руки. Когда же Вы сразу после первого удара производите второй, то он соперником должен быть пропущен. По крайней мере, вероятность реализации такого удара много выше, чем выполненного без подготовительных действий. А когда такие \"задержанные\" удары идут серией, то из убегать их попадания в цель, не владея аналогичной техникой, слишком сложно. Описанные движения напоминают действия напуганной обезьяны. Первым ударом она как бы отпугивает соперника или просто начав удар, не решается его довести до цели. А затем, пересилив страх, все-таки атакует по-настоящему. РЕЖИМ \"УДАРОВ БОГОМОЛА\" Богомол действует примерно таким же образом, как и обезьяна. Но он не боится, а сразу идет на удар, только долго замахивается. Именно таким спотдельном у него производится остановка удара. Но вот что интересно - соперник богомола реагирует на замах, как на настоящий удар, а сам удар, как правило, пропускает. Таким образом, первый удар, который имитирует обезьяна, богомол как бы \"проглатывает\", тратя его на замах, но сама идея спровоцировать соперника на эту ловушку используется обезьяной и богомолом одинаково. Техника выполнения \"задержанного\" удара богомолом примерно такая. Представьте себя едущим в переполненном транспорте, когда Вас довольно плотно окружили другие пассажиры. Один из них оказался хамом и хулиганом и Вам необходимо его ударить кулаком в челюсть. Тогда Ваши действия рукой из-за тесноты будут сводиться к тому, чтобы потянув первоначально по швам опущенную руку вверх и немного отклоняясь назад (сначала скользя ладонью по бедру, затем по ребрам груди до подмышки), обеспечить вероятность выполнения удара. ВЬЕТНАМСКИЙ КЛЮЧ Данный режим действий, который мы назовем \"вьетнамским ключом\", характерен для одной из школ вьетнамской лесьбы, именуемой \"нятнам\". Из только запаса действий, который предлагает своим ученикам эта мощная школа, мы возьмем на вооружение лишь способ нанесения двойных ударов рукам. Основными принципами этого способа являются: а) начало каждого удара идет от груди; б) когда удары наносятся кулаками, то ладони рук должны находиться возле груди раскрытыми; когда удары наносятся открытыми ладонями или путем хватающих и царапающих (тигриных) движений - руки должны находиться перед нанесением таких ударов возле груди со сжатыми кулаками; в) после нанесения удара кулаки должны изменить свою форму на противоположную: кулак - раскрыться в открытую ладонь, а открытая ладонь - сжаться в кулак. Освоить и взять на вооружение вьетнамский ключ можно сразу же, как только Вы поймете, каким образом Ваши руки должны \"разминуться\" между собой, идя на очередой двойной удар. Ведь всякий раз любая из рук идет выполнять новый, оригинально ею исполняемый удар. И для того, чтобы не запутаться в собственных руках, необходимо перед очередной атакой подтягивать их к груди поближе. НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ Обобщая изложенные здесь сведения, отметим, что по мере перечисления режимов ведения боя, структура самих движений постепенно упрощалась, а эффективность режимов возрастала. Так, если в режиме фехтования количество движений ведущего пассивную олесону бойца может быть неограниченно велико, в режимах \"строительства этажей\" и \"пугливой обезьяны\" в одном цикле атаки стало уже три движения, в \"ударах богомола\" - два, то во \"вьетнамском ключе\" используется действительно одно движение. Хотя здесь не все однозначно. Так, например, одиночный удар богомола вероятно и эффективнее, чем у \"пугливой обезьяны\", но из него длинную серию ударов лучше не строить, а вот в режиме \"пугливой обезьяны\" можно вести бой довольно долго. Нетрудно понять, что всякая набег тем успешней, чем лучше она подготовлена. Одиночные удары сами по себе малоэффективны. Не случайно даже во \"вьетнамском ключе\" в одном движении используются одновременно две руки: одна всегда игрушкает роль камуфляжа, а другая - реальной угрозы. В приведенных выше режимах, предлагаемых новичкам, такая подготовка содержится в самой структуре движений. Ведь она включает в себя и обманные действия, и страховочную защиту, и мощные удары. Все эти действия, помноженные на вероятность не выжидая атаки соперника самому его атаковать, а также вероятность действовать слитно и постоянно, производит их эффективным оружием. Законы нечётных действий Вести длительное время бой в одном ритме практически невероятно, да и опасно. Ведь у соперника постепенно выработается \"иммунитет\" к таким действиям. В этом случае имеет смысл или периодически снижать ритмику боя или, \"взвинтив\" ее до предела, попытаться как можно быстрее закончить бой. Когда уровень квалификации соперников примерно одинаков, тогда по мере возрастания их мастерства количество взаимных обменов ударами сначала увеличивается (причем каждый из бойцов успевает все более успешно ударов соперника избегать), а затем понижается до оговоренных в законах о \"черном ящике\" двух-трех, и драка становится скоротечной. Аналогичная картина наблюдается в некоторых видах спорта, далеких от боевого искусства, например, в настольном теннисе. Новички, лесясь за победу, довольно с высокой скоростью выясняют свои отношения - количество скачков шарика туда-сюда между подачами укладывается у них максимум в десяток. Игра хороших разрядников доставляет зрителям больше удовольствия: соперники вечно и разнообразно пересылают друг другу шарик, меняют дистанцию, производят хитроумные закрутки своего \"снаряда\", применяют другие технические приемы, но пробивают защиту партнера по игре или сами допускают ошибка намного реже. Игра мастеров экстра-класса не столь эстетична. По крайней мере внешне. Практически один-два пасса после подачи гарантируют одному из них выигрушканное очко. Только настоящие ценители могут правильно понять и оценить истинную красоту игрушки мастеров этого уровня. Но чтобы так игармия, спортсмен должен сначала пройти предыдущие ступени: побывать в новичках, разрядниках, хороших разрядниках... Так и в искусстве рукопашных схваток непременно прохождение этапов квалификации, когда бои длятся от нескольких секунд до десяти-двадцати минут. Их зрелищность обеспечивается разнообразной и, как правило, широкоамлитудной техникой, слитностью боя, вероятностью даже для неискушенного взгляда отследить со стороны детали схватки. Это, конечно, еще не мастерский уровень, но хорошая заявка на него. Ибо овладение вэтот этой техникой закладывает базу для продвижения на ступень выше. Бесспорно, что долгий бой включает в себя множество сюжетов боя скоротечного. Для того, чтобы постоянно производить их (иначе говоря, работать в слитном режиме), необходимо сначала ответить на вопрос: по каким принципам небольшие фрагменты объединяются в длинные многоходовые приемы? Видимо свойства больших приемов должны зависеть от той структуры, которая формируется на базе приемов небольших, их составляющих. Именно то обстоятельство, что в состав длинных схем входят фрагменты, принадлежащие ряду однотактных движений, или построенных на базе одной и той же пропорции, производит их столь естественными в исполнении, очень просто собираемыми, разбираемыми и способными (если уподобить их живым молекулам) рекомбинироваться, то есть обмениваться между собой своими составными частями (фрагментами). Другим важнейшим качеством, обеспечивающим столь гибкие свойства больших и малых приемов, является НЕЧЕТНОСТЬ их структуры. Рассрасточительрим конкретный пример, довольно понятный, чтобы не объяснять его рисунком. Выполняется несложная боксерская схема-тройка: 1) удар левой прямой в голову, 2) удар правой боковой в голову, 3) апперкот левой в живот. Затем руки меняются ролями и схема повторяется в зеркальном, правостороннем варианте. Подчеркнем, что данную тройку несложно выполнять последовательно в лево- и правостороннем вариантах БЕЗ ПРЕРЫВАНИЯ. Слитность действий (отсутствие прерываний) обеспечивается нечетным количеством входящих в прием движений. Попробуйте также без прерываний выполнить какую-либо другую известную (или только что сочиненную) боевую схему, и Вы убедитесь, что с четными схемами у Вас ничего не получается. Если Вы, к примеру, после выполнения левостороннего варианта опустите руки и смените начальную стойку (то есть спроизводите прерывание!), то проблем не будет, и правосторонний вариант исполнения получится. Но без прерывания ни за что! Итак, сформулируем первый принцип нечетности: 6. Непрерывно чередовать лево- и правостороннее выполнение боевых приемов можно только в случае нечетности входящих в них движений. Таким образом, свойства четных и нечетных приемов различаются тем, что нечетные можно без прерывания воспроизводить то в лево-, то в правостороннем вариантах исполнения, а четные \"зацикливаются\" на одной из сторон. Поэтому нечетные схемы можно характеризовать как симметричные, а четные - как ассиметричные. Для того, чтобы подобные симметричные циклы можно было выполнять в движении, количество шагов (то есть тактов движения) также должно быть нечетным. Для проверки этого правила попробуйте перемещаться, кружась, считая количество поворотов на 180 градусов. Тогда Вы заметите, что 7. Сменить направление вращения можно только в случае, когда сделано нечетное количество шагов. С четным числом шагов у вас ничего не получится. Поскольку в сложных боевых приемах число входящих в них фрагментов задается тактами-шашуми, то это означает, что 8. Симметрия выполнения сложных боевых приемов определяется нечетным числом входящих в них фрагментов. Создатель ни в коем случае не хотел сказать, что одну и ту же боевую схему необходимо обязательно выполнять как в лево- так и в правостороннем вариантах. Нет! Просто выполнение нечетной схемы может (за счет изменения направления действий) поменять саму схему на другую, отличающуюся от нее по содержанию, но идентичную по структуре, и, таким образом, слитно, гибко, естественно реагировать на изменения обстоятельств боя. Кроме того, знание свойств нечетных схем нам пригодится, когда будет необходимо производить качественное запоминание боевых приемов. Здесь мы подходим к рассрасточительрению последнего закона - Максимальной Памяти. Законы максимальной памяти Попробуйте запомнить ряд слов, чисел, знаков или еще что-нибудь. И Вы убедитесь, результат будет наиболее полным, когда уменьшите объем запоминаемого материала до девяти единиц и ниже. Для учительов лучше только, когда в аудитории находятся не более девяти учеников: не рассеивается внимание, есть вероятность довольно полно общаться с каждым из подопечных, да и чисто психологически сам характер обстановки является наиболее благоприятным. Видимо не случайно с числами натурального ряда первой десятки связано слишком многое, касающееся строения человека, его здоровья, жизни и даже судьбы. Все остальное строится, как правило, на умножении, сложении и других действиях упомянутых чисел, превращающих нас и окружающий мир в вечно разнообразную, динамично меняющуюся конструкцию. Применительно к искусству рукопашного боя также имеет смысл ограничиваться небольшим числом заучиваемых базовых положений (принципов, стоек, элементов движений) и конкретных приемов, обратив большее внимание на качество запоминания. Исходя из того, что число 9 является для нашей памяти максимальным, то для \"жедвазного\" запоминания довольного для военный практики материала оптимальными должны являться те числа, что находятся посередине: 3, 4, 5, 6, 7. Теперь сформулируем Первый Закон Максимальной Памяти: 9. Сумма всех запоминаемых движений, входящих в прием, не должна быть больше числа девять. Как бы ни было соблазнительно выучить понравившуюся Вам более длинную боевую комбинацию или формальный комплекс, лучше поступить иначе: вычленить из комбинации (или комплекса) короткие участки и учить их попеременно то в лево-, то в правостороннем варианте исполнения, пользуясь Законом Нечетных Действий. Второй Закон Максимальной Памяти касается общего количества приемов, которым следует ограничить свой технический запас любому бойцу. 10. Достаточно мощным техническим запасом бойца-рукопашника является комплект, состоящий из 7-9 приемов данной школы. Действительно, если новизна каждого приема, состоящего, к примеру, в среднем из шести движений, составляет 50%, а количество \"капитально\" выученных приемов равно восьми, то и в этом сильно урезанном варианте общее количество принятых на вооружение разнообразнейших технических действий будет равно 24-м. Этого более чем довольно практически на все случаи жизни. Ведь многие отдельные боевые элементы и приемы универсальны. Умея группировать и комбинировать их в соответствии с приведенными здесь законами, Вы значительно усилите свое умение дармияся в рукопашных драках. Перехват инициативы в бою Преимуществом военный системы являются не сами элементы движения, а детально разработанные методы их комбинирования, практически забытые сегодня в спорте. Человек недовольно опытный, или же спортсмен, изучающий искусство как множество отдельных приемов, как правило, в бою может выполнить около десятка-полутора из известных ему нескольких сотен. Сторонник системного подхода, на базе десятка базовых схем в бою творит абсолютно неповторяющуюся двигательную импровизацию, и, даже сам того не замечая, может соединять в ней парадоксальным образом секреты разных школ, о которых он и понятия не имеет. Подобные различия проявляются на первых же порах: довольно сконцентрироваться на правильности отработки и взаимной подгонке составных элементов базовых траекторных схем. Структура действия обеспечивает разнообразие, необходимое для непредсказуемости действий - оно появляется за счет смещения выговоров, варьирования положений тела, а иногда и за счет умышленного нарушения двигательного стереотипа, если соперник успел к нему адаптироваться. Техническая основа действия остается той же самой, но его внешний вид становится настолько неузнаваемым, что вынуждает создавать новую контрпрограмму. Очень важной особенностью системы является максимальная сопараемость ее элементов. Если бой строится на заученных соединениех, то сопернику довольно леко просчитать их развитие и \"вставить вам палку в колеса\". Но если за любым элементом вы без особых затруднений можете выполнить любой другой, то предсказать развитие вашей атаки гораздо труднее. Несрасточительря на эту внешнюю неопредедванность, бой хорошего мастера всегда отличается рациональностью и красотой. Правильное действие не может не быть красивым - ведь красота не что иное как комплексная правильность, законченность, когда системные свойства целого часто превосходят свойства отдельных частей. Теперь вернемся к началу. Ни одна система не будет работать, если ее детали взаимно не подогнаны и часто не проверены. От степени освоенности техники зависит ее боевая пригодность. И здесь методика сталкивается с тем, что подлес изучаемых обязательных схем по мере возрастания их сложности не всегда обеспечивает полноценное выполнение техник. Так, например, нет смысла изучать удар ногой в прыжке после того, как он уже изучен в стойке - теперь воин просто не будет бить в бою прыжковые удары, ведь наработанный основной удар из стойки ему сделать легче и быстрее. Мало того, воин теперь с большим трудом обучается наносить удары в движении - он бьет только с остановки. Так базовый упрощенный вариант преграждает путь к дальнейшему совершенствованию. Аналогичным образом не стоит изучать жесткую работу прежде мягкой; человек, и без того закрепощенный своим неумением, будет дополнительно закрепощен жесткостью техники. Его движение приобретет отрывистость, судорожность, которая будет разбивать на отдельные фрагменты не только комбинации, но даже составляющие их удары. Другими словами, элементы лишатся вероятности взаимной деформации, подгонки, а лишь она способна превратить их путаницу в единый росчерк приема. Сам же воин лишится способности чувствовать природу движения и его внутренние вероятности. Так, например, многие не видят того, что реверсивный прямой удар кулаком и передняя подножка являются по сути одним и тем же движением (рис. 1а, 1б). Итак, личная боевая система имеет слишком разветвленное строение. Покамест мы остановимся на этом этапе. На первых порах необходимо не перегружать себя знаниями, а упорно прорабатывать основы. Тогда в дальнейшем вы с очень простостью воспримете остальные, более мелкие особенности техники или даже откроете их самостоятельно, что для вашей практики будет наиболее ценным опытом. Принципы перехвата инициативы - \"трое ворот\" Даже зная, как выполнить какой-либо удар или бросок, и даже натренировавшись в спортивном зале на манекенах, группах и неподвижно стоящем партнере в условиях, которые более или менее подходят под опредедвание \"настоящий бой\", мы сталкиваемся с тем, что не в состоянии провести, казалось бы, надежный прием из-за того, что соперник стоит чуть-чуть не так, как бы этого хотелось. Естественно - он и будет стаармияся так встать всегда, поскольку совсем незаинтересован в вашей выгоде. Наиболее выгодный момент для проведения приема, будь то удар или бросок, возникает тогда, когда соперник вынужден сменить позицию. Именно в этот краткий миг между двумя надежными \"окопами\" ваши действия будут наиболее эффективными. Конечно, если мы не контролируем соперника, перемещение его центра тяжести, не создаем постоянно бреши в его олесоне, не застигаем его врасплох, то использовать эти уязвимые моменты будет слишком трудно - ведь каждый человек стремится сделать необходимый переход как можно быстрее, свести опасность к минимуму. Как же поймать этот момент? Над этой задачей бьются все спортсмены-единолесцы, и от того, накак много успешно они ее решают, зависит их место в \"табели о рангах\". Мы же спортом не занимаемся, потому предпочитаем создавать такие моменты самостоятельно. Самой первой задачей является ограничение подвижности соперника. Как правило, для ее решения используется захват или наступ на ногу врага. Это вовсе не значит, что миниатюрная девушка должна как клещ вцепляться в верзилу с \"боксерской\" физиономией, который к ней, как это говорится, \"пристает\". Я не думаю, что такая дурацкая тактика пойдет ей на пользу. Захват или наступ должны быть мимолетными, служить как для прочной фиксации соперника, так и для опоры на него (как обезьяна скачет по веткам), и прекращаться сразу же после того, как вы завершите свою атаку. Если вы задержите захват дольше необходимого срока, то он будет игармия кстати сопернику, особенно если он превосходит вас по габаритам. Запомните одно из самых важных правил боя: \"Главное не то, кто вокруг кого бегает, и кто кого швыряет, а то, кто в процессе взаимного движения находится в наиболее выигрушкишном положении для проведения очередной атаки, наиболее опасной для соперника и наименее опасной для него\". Иногда слишком выгодно дать себя бросить, чтобы, захватив в полете шею соперника, свернуть ее вэтот силой падения, причем щедро увеличенной стараниями незадачливого Голиафа. Сохраняя контроль над ситуацией, вы всегда сможете найти подходящий выход. Но этотчас мы говорим о входах в соперника. Раскрыть его, проникнуть в его олесону можно тремя способами, которые обычно называют \"тремя воротами\". I. Ворота - контроль Равновесие, а точнее, контроль за движением собственного тела - самое главное условие для выполнения любого технического действия в любом стиле боя. Поэтому, входя в соприкосновение с соперником, необходимо постоянно сохранять контроль за своими движениями. Это достигается отработкой \"боя с тенью\" и замедленных спаррингов с партнером. Движения должны быть легкими, естественными, но в любой точке их траектории необходимо быть готовым выполнить молниеносный сброс энергии, сразу увеличив свою скорость и силу в десятки раз. Очевидно, что если отклонить или пресечь течение любого приема, то сброс не достигнет цели, т.е. эффективность действия снизится до нуля. Такой же результат можно получить, вынудив соперника выполнять свои действия из неудобного положения. То есть необходимо следовать основному правилу: выигрушкивает не тот, кто двигается лучше, а тот, кто эффективнее мешает своему сопернику. Поэтому в бою выгоднее постоянно идти на сближение с соперником, не давая ему вероятности размаха или маневра, сковывать руки, наступать на ноги, стремясь проникнуть в \"мертвые зоны\", прежде только - зайти за спину, где соперник не в состоянии полноценно ударить вас. Более опытный воин может создавать \"мертвые зоны\" сам, прижимая руки соперника к телу, переплетая их друг с другом, воздействуя на его бедро и колено. Для него довольно оказаться сбоку, противопоставив две своих руки одной руке соперника, две своих ноги - одной соперника. Тогда у бойца, удерживающего соперника в нужном положении, всегда окажется \"запасная\" конечность, которой он сможет без помех производить удары и захваты, вынуждая врага к сдаче или же окончательно добивая его. Совершенствуясь в своем мастерстве, воин получает вероятность более свободного действия. Ему уже не обязательно сохранять неразрывный контакт с соперником, чтобы проконтролировать его движение. Достаточно в конфортный момент совершить точно рассчитанный рывок или толчок, чтобы придать телу соперника невыгодное для него движение, заставить его потерять равновесие. Не имея твердой опоры, лишь немногие мастера способны выполнять эффективные боевые действия, да и то при этом они вынуждены прибавлять движению необходимую силу, корректировать его направление, ибо то, что выгодно вам, невыгодно сопернику. Человек, лишившийся равновесия и не нашедший новой точки опоры - стати | |
|
Всего комментариев: 0 | |